|
| moderator
|
Рейтинг:
2
|
|
Отправлено: 18.11.09 15:21. Заголовок: Человек как субъект самосозидания
Человек как субъект деятельности – это прежде всего человек как результат и продукт собственной деятельности: « ... индивид есть в себе самом и для себя самого: он есть для себя, или он есть свободное действование; но он есть также в себе, или: он сам обладает некоторым первоначальным определенным бытием - определенностью, которая согласно понятию есть то же, что психология хотела найти вне его. Таким образом, в нем самом противоположность выступает как двойная противоположность: движение сознания и прочное бытие некоторой являющейся действительности - такой действительности, которая есть непосредственно в нем его действительность. Это бытие, тело определенной индивидуальности, есть первоначальность её, не результат её действования. Но так как индивид в то же время есть только то, что получается в результате его действования, то его тело есть им же созданное выражение его самого и вместе с тем некоторый знак, который не остался непосредственной сутью дела, но в котором индивид даёт только знать, что он есть в том смысле, что он осуществляет свою первоначальную природу в произведении ... ». Значит, чтобы составить адекватную человеческой сущности концептуальную картину, предметная деятельность как производительный труд должна рассматриваться как процесс порождения человеком самого себя: « ... В пределах этой философской мистификации Гегель фиксировал такие существенные характеристики труда, благодаря которой реализуется его созидательная функция и развертывается объективная диалектика истории как процесса самопорождения человека в труде ... ». Это становится возможным в силу известных качеств самой предметной деятельности, её рефлексивной природы – способности делать собственным предметом условия существования самого действующего человека: « ... Сущность человека глубока и противоречива, многоэтажна и сложна. Основой ее является созидание человеком условий своего существования ... ». Такое понимание предметной деятельности приводит к соответствующему пониманию человека как её субъекта, главным предназначением которого является созидание самого себя и своего человеческого мира: « ... Какой бы частичной, бессубъектной и машинообразной, ведущейся в гигантских масштабах ни была деятельность, человек не может выполнять ее, не будучи сформирован как субъект жизнедеятельности, т.е. как созидатель самого себя и своего мира, как человек, способный продуцировать новое, и тем самым начинать новые причинные ряды. Утверждать только объективность, необходимость, непреодолимость для человека процессов бытия, не называя субъекта, который «заведует» необходимостью, «это, - как указывал Ленин, - язык объективиста, а не марксиста» ... ». А человеческая субъективность как внутреннее пространство устремлённости к постоянному самоизменению, является хранилищем и пространством воспроизводства человеческой самодостаточности, его самодетерминированности: « ... Субъективность и есть огонь субъектной человеческой деятельности. Он способен самоподдерживаться. Он не существует иначе, как в непрерывном созидании того нового продукта, каким является сам человек ... ».
|