|
| moderator
|
Рейтинг:
1
|
|
Отправлено: 04.12.07 21:26. Заголовок: Последний сказочник
Настоящее имя Кира Булычева, как многим, вероятно, известно --Игорь Всеволодович Можейко. Под этим именем его знали не только родные и близкие, но и коллеги из Института востоковедения, где он проработал около сорока лет. Скрытый текст Наверное, каждому из нас хоть раз да приходила в голову мысль, что при известных обстоятельствах его судьба могла бы сложиться совсем иначе, и была бы у него иная профессия, другой круг знакомых и приятелей и так далее. Подобные размышления почти всегда связаны с горьким чувством: мол, не использовал я данные мне возможности, упустил, не постарался…. И не так много на свете людей, которым это ощущение утраты не знакомо. Это те, кто не упустил, не поленился, не испугался, постарался -- и, в результате, успел все. Или почти все. Именно таким человеком был Игорь Всеволодович Можейко - Кир Булычев: доктор наук и писатель-фантаст. В 1965 году я был аспирантом Института востоковедения. И напечатал первый фантастический рассказ. И вдруг испугался. Вот, подумал я, появится рассказ в журнале, попадет журнал в руки кому-то из моих старших коллег. И поднимется в институте скандал: «Овощную базу прогулял! На профсоюзном собрании не появился! К товарищу Ивановой отнесся не по-товарищески, а еще пишет фантастические рассказики! Гнать такого аспиранта». Я так перепугался, что в последний момент уговорил редактора подписать рассказ псевдонимом. И никто не догадался». Если одновременно хочется быть и ученым, и писателем, значит, нужно стать и тем, и другим - так он всегда считал. И следовал этому принципу всю свою жизнь. Даже в зените писательской славы, будучи самым издаваемым в России фантастом, когда, казалось бы, давно можно было уже жить на одни гонорары от книг, он не бросал работу в Институте востоковедения (какие нищенские деньги платят нынче ученым, всем известно), продолжая заниматься своей любимой Юго-Восточной Азией, Бирмой, историей буддизма. И, надо сказать, что среди специалистов научные труды профессора Игоря Всеволодовича Можейко ценятся весьма и весьма высоко. Впрочем, коллег-ученых относительно мало, а читателей книг Кира Булычева -- миллионы и миллионы. Тем не менее, о том, что Игорь Всеволодович Можейко и Кир Булычев - это один человек, общество не знало вплоть до 1982 года, когда писатель и ученый получил Государственную премию СССР за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты». «Разоблачила» его газета «Правда», указав в списке награжденных настоящую фамилию и псевдоним. Боже, какой скандал поднялся в научном мире! «Спас» Булычева Евгений Примаков, который в то время был директором Института востоковедения. Секретарь парторганизации и заведующий отделом отправились к нему с докладом о том, что беспартийный доктор наук, оказывается, имеет вторую личину! «Можейко план выполняет?» - поинтересовался Примаков у ревнителей партийной идеологии. «Выполняет», - вынуждены были признать парторг и заведующий. «Вот и пусть выполняет дальше», - сказал, как отрезал, будущий министр иностранных дел России. С тех пор в родном институте претензий к Киру Булычеву не возникало. «Что касается меня, то я не могу быть только вольным художником. Мне нужно принадлежать какому-то коллективу, приходить в комнату, где тебе говорят: «Ну зачем ты опоздал! Сектор уж пятнадцать минут как начался!» И уж совсем мало кому была известна третья ипостась Кира Булычева - фалериста ( фалеристика - научная дисциплина, изучающая историю орденов, медалей и знаков отличия), члена Госкомиссии России по наградам и Совета по геральдике, человека, написавшего интереснейший и фундаментальный труд «Беседы о наградах» под псевдонимом И. Всеволодов. Корни и школа Кир Булычев всегда утверждал, что большинство черт своего неугомонного и веселого характера он унаследовал от мамы. Мама будущего сказочника и ученого до революции была институткой, после -- беспризорной, спарринг-партнером на кортах во времена НЭПа, работницей на фабрике Хаммера, шофером, курсантом Академии им. Ворошилова, затем некоторое время комендантом Шлиссельбургской крепости, где в первой половине 30-х годов находился склад боеприпасов, а во время Великой Отечественной войны она руководила авиадесантной школой в Чистополе. Сам Кир Булычев тоже в молодости не сидел дома и занимался разнообразнейшими делами. После института работал на строительстве в Бирме, а потом объездил тысячу мест как корреспондент журнала «Вокруг света». Все это послужило хорошей школой для будущего писателя-фантаста, научило его смотреть на вещи с разных сторон, познакомило с ошеломляющим разнообразием мира, который, тем не менее, умудряется при этом оставаться единым. «Для меня самым ярким впечатлением детства было второе мая сорок пятого года, когда мать вывела меня вечером на улицу, и вдруг я увидел, что во всех окнах загорается свет. Впервые за пять лет я понял, что в городе, оказывается, бывают окна». Уже тогда он чувствовал и понимал, что быть журналистом «Вокруг света» и специалистом по Бирме и Юго-Восточной Азии для него слишком мало. Понимал -- только не знал, куда именно приложить силы и талант. Но однажды, в самом конце 50-х годов, в руки Кира Булычева (тогда еще просто Игоря Можейко) попалась первая книга братьев Стругацких «Страна багровых туч». Он прочел ее за ночь, потом немного поспал и, проснувшись, тут же перечитал снова. И понял - вот оно! Нашлось дело жизни! Впрочем, от этой минуты до первых шагов на писательском поприще прошло пять лет. «Писатели, по-моему, делятся на две категории. Одни заранее все продумывают, а потом садятся и записывают. Другие, а я отношусь к этой категории, не знают заранее, чем книга кончится, по-другому им неинтересно. Пока я пишу - все меняется, иначе мне становится скучно. Поэтому я не стал великим ученым». Кто хочет, тот добьется Да, великим ученым Игорь Всеволодович Можейко не стал. Может быть, к лучшему. Потому что иначе мы бы не узнали великого писателя-фантаста и сказочника Кира Булычева, без книг которого наше собственное детство и юность, а также детство и юность наших детей были бы гораздо беднее. «Почему именно детство и юность? - спросит придирчивый читатель - Ведь Кир Булычев писал и для взрослых». Да, причем писал замечательно. Но все же его главные книги - рассказы и повести о девочке Алисе Селезневой, объединенные в цикл под названием «Девочка с Земли» адресованы именно детям. Кто-то мудрый сказал, что книги для детей нужно писать так же, как для взрослых, только лучше. И Кир Булычев неизменно следовал этому правилу. Дети ведь вырастают, становятся взрослыми и от того, какие книги они читали в детстве, во многом зависит не только их собственное будущее, но и будущее уже их детей, а значит, в конечном итоге, будущее всего человечества. «Подумаешь, сказки, - пожмет плечами скептик. - Это всего лишь вымысел, не имеющий никакого отношения к реальной жизни». Но реальная жизнь всегда такова, какой мы ее делаем и какой мы ее видим. И видение это зависит от того, способна ли душа человеческая воспринимать все доброе, искреннее и прекрасное, что есть в этой самой реальной жизни. Именно этому чистому восприятию учили, учат и еще долго будут учить нас и наших детей честные сказки, написанные мудрым сказочником и человеком Киром Булычевым. Отложите смерть мою! Отложите, умоляю! Я бессмертье догоняю, Но, боюсь, не догоню. Мне бы снять, как сапоги, Как тяжелые вериги, Ненаписанные книги, Непройденные круги То ли рая, то ли ада Уточнять уже не надо, Правду знать мне не с руки. Кир Булычев
|
|