|
| moderator
|
Рейтинг:
1
|
|
Отправлено: 03.11.08 13:19. Заголовок: Аномальные явления и наука( навеяно сегодняшней программой "Необяснимо,но факт")
В "Тайной Доктрине" Е.П.Блаватской можно найти провидческие утверждения о том, что "приближается день, когда потребуется абсолютная реформа в современных методах науки самими учёными". Такой реформой будет отказ от концепции существования только лишь физических законов, управляющих Мирозданием. Прогресс в науке неизбежно заставит исследователей обратиться к Эзотерическому Учению для того, чтобы объяснить природу так называемых аномальных явлений. (с) "- Но философский камень? Превращение металлов в золото? - Это только прикладные частные случаи. Суть дела не в превращении металлов, а в превращении самого экспериментатора. Это древняя тайна, которую многие люди вновь раскрывают из века в век." Ж.Бержье, Л.Повель. Утро магов Известно, что до начала XVII века не существовало науки как объективного и самосогласованного метода изучения Природы. Да, творили выдающиеся учёные древности, имелись научные знания, но наука как одна из форм общественного сознания, в которой отражается степень проникновения человека в окружающий мир, появилась только тогда, когда были выработаны наиболее общие принципы, позволяющие объективно судить о том, что истинно в человеческом знании, а что сомнительно. Становлению современной науки предшествовал период изучения окружающего мира схоластическим методом. В данном случае под схоластикой понимается не "бесплодное умствование", как иногда в принижающем смысле трактуют это понятие, а определённый познавательный подход, который, опираясь на логику и сравнительный метод, не давал объективного знания, но всё-таки содержал в себе некоторые эвристические возможности. Под эвристикой (греч. heurisko - нахожу) понимается искусство нахождения истины как системы логических приёмов и методических правил теоретического исследования. Недостаточность этого метода познания заключалась в том, что схоласты подменяли опытную проверку доказательством по методу аналогий или опирались в своих выводах на так называемый здравый смысл. Всё же надо признать, что схоластика подготовила почву для появления экспериментальной науки, и только впоследствии её значимость свелась к минимуму в связи с утверждением основных принципов научной методологии. Принципы эти называются методологическими или познавательными. Их всего три, и формулируются они до чрезвычайности просто; объективность, повторяемость, рациональность. Суть их в том, что всякое знание, факт или утверждение становятся истинными или научными, если они не зависят от сознания субъекта, от его отношения к изучаемому предмету; если они могут быть проверены при повторных испытаниях; и, наконец, если даваемое фактам объяснение не включает иррациональные понятия и является, по возможности, наиболее простым. Эти принципы - те самые "три кита", на которых зиждется здание современной академической науки. Ученые обладающие разными данными, придут к одинаковым выводам, то есть увидят одну и ту же реальность. И это совпадение выводов является для современной науки критерием истинности, поскольку априори считается, что подлинное знание не зависит от сознания субъекта. Что касается простых истин, установленных в рамках эмпирии и логики, это действительно так. Однако для познания истины, заключённой в ноумене, этого недостаточно. Для постижения ноуменальной истины необходимо чувствознание, иногда не совсем точно на языке современной науки называемое интуицией [ В "Тайной Доктрине" ЕЛ.Блаватской по поводу этого постижения говорится, что "отважный исследователь, желающий проникнуть в самые тайны природы, должен преступить тесные ограничения чувств и перенести своё сознание в область Нуменов и в сферу Первоначальных Причин. Чтобы выполнить это, он должен развить способности, которые, кроме немногих редких и исключительных случаев, находятся в абсолютно спящем состоянии в организме отпрысков нашей Пятой Коренной Расы в Европе и Америке" (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., T.I, ч.3, отдел 1). Путь же к созданию новой методологии - это одухотворение самой науки. Бездуховная ныне наука, обслуживавшая долгое время потребности ВПК и прихоти коммерции, должна измениться настолько, чтобы основным инструментом науки и одновременно её главным объектом стал сам человек со всей совокупностью его тонких тел. Как говорится в "Письмах Махатм", наука должна слиться с метафизикой, прежде чем она получит доступ к феноменам тонких миров. В свете сказанного, можно предположить, что наука будущего пересмотрит требования к учёным. К действующим сейчас критериям отбора претендентов, идущих в науку (профессионализму, интеллекту, высокой работоспособности), окажется необходимым добавить новые требования, которые коснутся духовных и этических качеств дерзающих молодых людей. Создание новой методологии, вероятно, сведется не только к формулировке новых познавательных принципов или к корректировке старых. Для решения вопроса о готовности того или иного человека взять на себя нелёгкую, но благородную задачу исследования тайн Тонкого мира, скорее всего, потребуется определение критериев, по которым можно будет судить о его врождённых качествах, имеющих непосредственное отношение к его духовным накоплениям. Частично ответ на вопрос о качествах учёного XXI века дан в Учении Живой Этики.
|