ШТЕЙНЕР, Рудольф (1861-1925). Основоположник антропософии, этот «ученый невидимого» родился в пригороде Кладжевека, ныне территория Югославии, и был сыном австрийского станционного телеграфиста. Ранние способности ясновидения усилили в упрямом мальчике чувство одиночества. Однажды на станции он увидел, как в зал ожидания вошла женщина. Она сказала: «Постарайся помочь мне, если можешь — сейчас и потом». Затем она исчезла в печи! Штейнер умолчал об этом (его родители были истинными католиками). Он видел, что его отец грустил, а позже Штейнер узнал и причину: их родственница, которую он никогда не видел, в это самое время покончила с собой. «С этого момента начала развиваться жизнь души. Она позволила осознать миры, в которых не только деревья или горы, но и существа, которые жили за ними, разговаривали с ней», — писал Штейнер много лет спустя. Скрытый текст
Его богатое воображение не мешало работе в семейном мелком хозяйстве, изучению местных нравов и получению технического образования. Связь мистического с любовью к геометрии и логике Канта привела его к желанию описать свою внутреннюю жизнь с позиции науки. Штейнер, будучи студентом в Вене, являлся сторонником австрийской демократии. Восхищение немецкой философией привело его в 1890 году в Веймар, чтобы издать научные труды Гете. В этом степенном городке «классических мумий» он встретил Эрнста Хескеля, сторонника теории Дарвина, и Фридриха Нищие. Оба открыли перед ним новые горизонты. Штейнер также встретился с Анной Энике, вдовой, которая в 1897 году поехала с ним в Берлин. Они поженились, но потом расстались. Она умерла в 1911 году. v Ярость представителей науки заставила Штейнера прекратить выпускать радикальный журнал «Magazin fur Literatur». Он читал лекции в рабочей школе. Несмотря на то, что 348 студентов проголосовали за него и лишь 12 против, его уволили как «ненадежного». 22 августа 1900 года Штейнер читал лекцию по Ницше в берлинском теософском обществе и заинтриговал графиню Брокдорф — секретаря Ложи тем, что видел астральное тело Ницше через три дня после его смерти. Согласно другому источнику, его лекция была о «Тайном откровении» Гете. Так или иначе, но впечатление, произведенное Штейнером, оказалось столь сильным, что графиня Брокдорф обратилась к Анни Безант в Лондоне, добившись для него поста генерального секретаря немецкого отделения теософического общества. Хотя сам Штейнер не был теософом, здесь он встретил людей, повлиявших на его стремление установить новое понимание практической европейской духовности. Убежденный, что его предназначением является «будить» людей, Штейнер начал работать с германскими теософами над курсом «Практической тренировки кармы», используя карму в христианском контексте. Результаты разочаровали его: слишком много учеников видели в нем не личную внутреннюю свободу, а гуру. Являясь председателем на международном конгрессе теософов в Мюнхене в 1907 году, Штейнер прояснил, что для него сообщений духа было недостаточно: он хотел изменить мир с помощью «Тайны Голгофы». Он видел в распятии знак объективной перемены в истории человеческого сознания, полностью изменяющий его отношение к Духу и Земле. Впоследствии Анни Безант, объявила Кришнамарти перевоплощением Христа. Вины самого Кришнамарти, позже отказавшегося от этого тут не было, однако в отношении Безант Штейнер почувствовал непонимание значения смерти и воскресения Символов, Святого Мира: Готовый пойти своим путем, он потом писал: «Я никогда не стремился установить контакт с Теософическим обществом. Это может выглядеть парадоксальным, но оно пыталось установить контакт со мной». В феврале 1913 года Штейнер основал антропософию. Работая с Марией фон Сивере, дочерью русского адмирала (которая при их первой встрече спросила: «Разве может быть духовное учение, столь же глубокое, как на Востоке, но твердо базирующееся на европейской и христианской основах?»), в Берлине он издал три книги: «Теософия», «Оккультная наука» и «Познание высших миров». В них описывались духовно-психические корни человечества, наш рост и отрыв от них, наша забывчивость в их отношении и путь развития, необходимый для того, чтобы восстановить и укрепить их. Источником этих трудов было убеждение Марии, что люди не понимали и неверно толковали лекции Штёйнера. Он позволил ей (тогда они уже были женаты) зафиксировать его взгляды на бумаге, но дал понять, что индивидуальный опыт его лекций и их окружение для него были более важными, чем любой догматический буквализм. Практическая работа Штёйнера теперь началась в Дорнахе неподалеку от Базеля, где 20 сентября 1913 года был заложен первый камень центра антропософического искусства — Goetheaneum. Он был построен по принципам священной геометрии и открылся в 1911 году, когда Штейнер прочитал лекцию «Храм есть Человек». Как Гауди и Корбюзье после него, он признавал древние принципы гармонии, утерянные ныне. Конструкция с двумя сводами соединяла воедино мужской и женский принцип, левое и правое полушария человеческого мозга: логику и интуицию. Богатая эзотерическим символизмом, эта конструкция — энциклопедия символического знания — не сохранилась. Построенная из дерева, она в 1922 году была сожжена неизвестными во время Одного из крупнейших кровопролитий в Европе. Неудивительно, что Штейнер спроектировал новое из предварительно напряженного бетона. В то же время он не оставался в стороне от войны. Штейнер видел, к чему она может привести. Так, в 1916 году он поразил антропософов отклонением от духовных вопросов к социальным. Теперь Штейнер разговаривал с бизнесменами, промышленниками и политиками. На табачной фабрике один рабочий сказал ему: «Я вижу, куда вы целите. Но для нас слишком поздно. Не сделали бы вы кое-что, чтобы дать нашим детям истинно гуманное образование?» Итак, после войны был построен первый Waldorfschule. Сегодня в мире около 400 таких школ Штёйнера. Вместе с системой Монтессори они вызывают неохотное уважение со стороны обычных педагогов-теоретиков. Штейнер никогда не стал антропософом. Он вел других, говоря им, чтобы они вели сами, себя, отказываясь от устаревшей техники и не придерживаясь современных традиций. Однако в конце Штейнер пытался снова призвать антропософов к духовной самоответственности, которая служила для него первопричиной. Он совершал поездки и работал так усердно, что в сентябре 1924 года потерял сознание во время лекции, а затем работал в постели до своей смерти 30 марта 1925 года.
Часто то, что пренебрежительно называют "сектой" имеет очень древние корни. Поскольку об антропософии распространяется порой мнение как о секте, считаю возможным сказать кое-что о предыстории этого явления.
Всё новое - основательно забытое старое. Антропософия не появилась из ниоткуда, она гармонически продолжила поток идей, развивавшийся Гёте и Шиллером, Гегелем, Фихте, Шеллингом, германскими теософами и мистиками. Если же заглянуть в более ранние времена - идеи вышеназванных исходят ещё из древней Греции, культура которой называлась эллинизмом. Наиболее видные представители эллинизма - Платон и его ученик Аристотель. Платон считал, что идея первична и вечна, тогода как вещи - просто тени идей. Есть , например, много смертных кошек, они возникают и исчезают, но идея кошки вечна. Идея образует форму вещи. Человеческий дух - тоже бессмертная формообразующая идея. Человек существует до рождения (преэкзистенция) и после смерти (постэкзистенция). Он воплощается в каждой культуре и собирает опыт для дальнейшего развития. Аристотель же считал, что идея не существует без вещи, вещи и идея соединены вместе. Душа возникает при рождении или зачатии тела, но после смерти тела существует и дальше. Предсуществование, а тем самым и перевоплощение Аристотель отрицал. Идеи Платона нашли своё продолжение в неоплатонизме в 3-6 веках нашей эры, когда уже существовало христианство. Само христианство было синтезом эллинизма и иудаизма, который совершался в период от возникновения Септуагинты в 3в до Р.Х. до Филона Александрийского. Когда с 4в. по Р.Х. на Вселенских Соборах устанавливались догматы церкви, идеи Платона, как более языческие, происходившие из пифагорейства и индуизма, не принимались, а идеи Аристотеля были отчасти положены в основу церковных догматов. Поэтому церковь Западная и Восточная считает, что душа существует только после рождения или зачатия тела, а до рождения не существует. Следовательно нет и перевоплощения, о котором учили Платон, Пифагор, буддисты и неоплатоники, и намеки на которое есть в Евангелиях ("Равви! кто согрешил, он, или родители его, что родился слепым?" -Иоанн,9-2; "Он Илия, которому должно придти" Матф 11-14, наконец в Символе веры (Верую), где перечислены тезисы исповедания веры в конце "Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века")
Неоплатонизм ушел в подполье в средние века, но даже среди православных священников были великие неоплатоники, как, например, учитель св.Марка Эфесского, знаменитый учёный и верховный судья Мистры, Георгий Гемист Плифон (1355-1452). Он передал эстафету византийского неоплатонизма Козимо Медичи и Фиччини - основателям флорентийской Академии Платона, которая в 15 в. стала духовным вдохновителем эпохи Возрождения. Неоплатоником был Джордано Бруно и некоторые ученые 16-17вв. (например Кембриджские неоплатоники). Идеи неоплатоников о перевоплощении поддерживал в 18 в. Лессинг (см. Воспитание человеческого рода"), современник Гёте, Фихте и других германских философов. Отсюда недалеко и до Рудольфа Штейнера.
Аристотелизм же, помимо признания со стороны церкви, был арабами положен в основу средневековой науки, из которой родилась наука современная. Переводчик Аристотеля арап Аверроэс извратил его идеи и стал отрицать бессмертие души, что потом восприняли материалисты.
Антропософия сочетает научные принципы и идеи платонизма и христианства. Она родилась не на пустом месте.
На данных сайтах есть много ссылок на родственные сайты, Авторский раздел, разделы по прикладной антропософии, фотогаллерею, глоссарий итп.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет